Главная » 2013 » Март » 28 » Основные направления деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в логопедической группе
22:54
Основные направления деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в логопедической группе
В последнее время большое внимание уделяется коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Дети с общим недоразвитием речи имеют многочисленные нарушения личностного развития, поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда и психолога. Первое направление – диагностическое. При разработке диагностической базы мы руководствовались важным принципом психологической диагностики детей с нарушениями развития – это апелляция к личности. Возможности применения традиционных подходов к диагностике личности и межличностных отношений детей с отклонениями в развитии в известной мере ограничено. В первую очередь это касается таких методов, как опросники и проективные тесты. Это связано с тем, что дети с речевыми нарушениями испытывают существенные трудности в понимании вопросов и вербализации ответов. Поэтому в основу психолого-педагогической диагностики личностного развития детей с речевыми нарушениями был взят метод наблюдения. Он позволяет получить представления о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности, при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Мы выбрали следующие виды наблюдения: Наблюдение за детьми старшей логопедической группы в период адаптации в разные режимные моменты, в регламентированной и свободной деятельности. Это наблюдение проводится психологом, логопедом и педагогами группы. Затем происходит обмен полученной информацией и определение группы риска детей, имеющих трудности в социальной адаптации. Наблюдение за социально-эмоциональном развитием детей старших и подготовительных логопедических групп проводится педагогами совместно с психологом в начале и в конце учебного года. Полученные данные фиксируются в «Профиле социального развития ребенка» (Е.Г.Юдина) и в «Картах наблюдения педагога за поведением детей» (Е.К.Лютова, Г.Б.Монина). Наблюдение за поведением детей и их эмоциональными реакциями на интегрированных занятиях осуществляют как логопед, так и психолог. Кроме вышесказанного в логопедической группе учитель-логопед проводит в начале и в конце учебного года диагностику речевого развития детей. В результате проведённого диагностического исследования мы получаем: • Психологический портрет группы • Общегрупповые проблемы в социально-эмоциональной и коммуникативно-личностной сфере детей. • Основные направления коррекционно-развивающей работы • Психолого-логопедические (интегрированные) занятия, составленные с учётом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей детей. Второе направление во взаимодействии логопеда и психолога в рамках логопедической группы – коррекционно-развивающее – включает: Интегрированные занятия с детьми старшей логопедической группы в период адаптации. Основными задачами занятий данного направления являются: сплочение группы, раскрепощение детей, создание положительного эмоционального настроя, установление межличностного доверия, развитие эмпатии, интереса к партнерам по общению, снижение психоэмоционального напряжения детей. Поэтому в содержание данных занятий включаются соответствующие игры и упражнения, например: «Давайте поздороваемся», «Имя-движение», «Гусеница» и т.п. Учитель-логопед на подобных занятиях параллельно решает логопедические задачи. Например, в интегрированном занятии «Моё имя» у детей обогащается, активизируется и расширяется словарь по теме «Имя», развивается слуховое внимание, диалогическая речь, совершенствуется лексический строй речи и другие задачи.
Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда и педагога-психолога с детьми старшей логопедической группы «Моё имя»
Цель: создание условий для активизации речевого развития детей в период адаптации к логопедической группе. Логопедические задачи 1. Совершенствование лексического строя речи • обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» - знакомство с происхождением имён; • уточнение значения слов «отчество», «тёзка». 2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; • образование полных имён, отчества. 3. Формирование фонематического восприятия • развитие слухового внимания; • развитие навыков элементарного звукового анализа. 4. Развитие связной речи • активизация диалогической речи (беседа об именах); • стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики. 5.Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением. Психологические задачи создать положительный эмоциональный настрой, сплотить группу развивать внимание и самоконтроль; снять психоэмоциональное напряжение; Воспитательная задача • воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени. Оборудование. Карточки, на которых написаны слоги ва, ни, та и др., крупные цветы из картона (по количеству детей), предметные картинки, большой лист бумаги («полянка»), диск с записью классической музыки.
Ход занятия.
1. Приветствие «Давайте поздороваемся» Психолог. Дети по сигналу психолога начина¬ют хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздоро¬ваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определённым образом: 1 хлопок - дети здороваются за руку: 2 хлопка - касаются друг друга плечиками; 3 хлопка - касаются спинами. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребёнку возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение. Смена партнёров по игре поможет изба¬виться от ощущения отчуждённости. Для полноты так¬тильных ощущений желательно ввести запрет на раз¬говоры во время игры. 2. Организационный момент. Логопед. Сейчас на стулья присядут те дети, в имени которых есть звук [о], [и], [а]. 3. Основная часть. /Имя/ Логопед. Ребята, на земле живёт очень много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим. - Как вы думаете, чем люди похожи друг на друга? Чем отличаются? (ответы детей.) - Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой… И ещё у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать, о чём я говорю, отгадайте загадку: И у мамы есть, И у папы есть, И у дочки есть, И у сына есть. Чтобы его узнать, Надо вслух назвать. (Имя) - Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. 4. Беседа «Твоё имя» Логопед (обращается к ребёнку) Тебе нравится твоё имя? Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему? Все имена что-то означают, например, Ирина, греческое имя, означает мир, Андрей – храбрый, Елизавета – весёлая, Ксения – гостеприимная, Кирилл – солнечный, Иван – жизненный, Дмитрий – смелый, Надежда – надёжная, Ольга – святая, Светлана – светлая. - Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня вас называют: Андрюшенька, Лизонька, Ванюша, Ксюша… А когда пойдёте в школу, ваше имя станет полным: Андрей, Елизавета, Ксения, Дмитрий, Кирилл, Ирина… Давайте поиграем в игру «Назови ласково соседа». (Дети называют соседа по имени в уменьшительно-ласкательной форме: Лиза – Лизонька, Лизуня, Лизочек и т.д.). • Игра «Имя – движение» Психолог (Дети стоят в кругу). Психолог предлагает каждому по очереди выходить в круг, называть своё имя и при этом выполнять какое-либо движение. Остальные по хлопку психолога должны в точности повторить имя и движение ребенка. 5. Беседа «Полные имена, имя и отчество» Логопед. Ребята, обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени и отчеству. В русской культуре отчество даётся по имени отца. Ваня, как зовут твоего папу? (Саша) Значит, твоё отчество Александрович – Иван Александрович. Давайте вместе узнаем и назовём ваши отчества. (Ответы детей.) - На свете много разных имён, но встречаются люди, у которых имена одинаковые. Людей с одинаковыми именами называют «тёзками». Кто в нашей группе «тёзки»? (Ответы детей.) • Упражнение «Вспомни имя по первому слогу». Логопед. Ребята, чьё имя начинается на этот слог? (логопед показывает карточку со слогом ва, ни, та и др.) • Игра «Кого не хватает?» Психолог: Сядьте, пожалуйста, в круг. Замечаете ли вы, ког¬да в группе нет кого-то из детей? Если в этот день кого-то нет, обратите на это внимание всех детей и попросите вспомнить имя отсутствующего. Хочу предложить вам игру: один из вас будет прятаться, а осталь¬ные отгадывать, кто именно спрятался. Сначала попрошу всех зак¬рыть глаза, и пока никто не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и накрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу всех открыть глаза и угадать, кто спрятался. А теперь закройте глаза. Рефлексия Знаешь ли ты всех детей группы по именам? Чьи имена ты ещё не запомнил? Тебе было легко отгадывать? Что затрудняло тебя в игре? Как ты чувствовал себя, сидя под одеялом? Важно ли было, чтобы про тебя вспомнили? 6. Коллективная работа «Поляна имён» Для каждого ребёнка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему нравится. В центре (сердцевине цветка) ребёнок приклеивает свою фотографию, рядом взрослый пишет имя. С помощью педагога на лепестках записываются ласкательные имена, которыми называют ребёнка в семье, среди друзей, в детском саду, на улице (или вместо подписей ребёнок выбирает соответствующую картинку, например «солнышко»). Затем все цветы наклеиваются на большой лист – «полянку». Во время работы включается аудиозапись. Итог. Рассматриваются результаты коллективной работы. • Сюрпризный момент (раздача цветочков с ласковой рифмой к имени) Ириночка – картиночка, Андрюшенька – дорогушенька, Ванёчек – голубочек, Лизочек – цветочек, Кирюшенька – душенька, Лизуша – дорогуша, Димуля – лапуля, Катюлечка – красотулечка. Игры и упражнения использованы из методической литературы О.Е.Громова «Инновации в логопедическую практику» Т.Н.Волковская, Г.Х.Юсупова «Психологическая помощь дошкольникам с ОНР» Работа над совершенствованием коммуникативных навыков у детей ведётся не только в период адаптации в старшей логопедической группе, но и в подготовительной группе. В тематические занятия включаются элементы технологии Е.Е.Шулешко, позволяющие достичь высоких результатов в коррекционной работе и благодаря которым создаётся особый микроклимат доброжелательности, взаимного уважения и активного интереса ко всему происходящему. Росчерки Е.Е.Шулешко, используемые на логопедических занятиях, способствуют развитию у детей умений согласовывать действия руки и голоса, работать в едином темпе, дружно. Использование упражнений, направленных на развитие произвольного внимания и самоконтроля детей, например: «Большой - маленький круг», «Раз, два, три, говори» и т.п. Использование упражнений, направленных на развитие эмоционально-выразительных движений, такие, как «Изобрази животное», «Изобрази движение без предмета» и т.п. Учитель-логопед подобные упражнения проводит в начале логопедических занятий для положительного настроя и активизации детей. Использование на логопедических занятиях упражнений, направленных на снятие мышечных зажимов, снижение психоэмоционального напряжения. Педагог-психолог проводит с детьми релаксационные упражнения. Тематические интегрированные занятия проводятся 1 раз в месяц. На данных занятиях основными являются речевые задачи, учитывая тему занятия, но параллельно психологом осуществляется психопрофилактическая работа по преодолению нарушений в эмоционально-личностной и коммуникативной сфере детей.
Конспект тематического интегрированного занятия учителя – логопеда и педагога-психолога с детьми старшей логопедической группы «Игры со звуками»
Цели Закрепление изученных звуков [а],[у],[и],[о] Развитие эмоционального мира и коммуникативных способностей детей Логопедические задачи Развивать артикуляционный аппарат Развивать слуховое и зрительное восприятие Развивать тактильные ощущения Развивать мелкую моторику пальцев рук Формировать навыки звукового анализа с использованием зрительной символики Психологические задачи Создать положительный эмоциональный настрой, сплотить группу Развивать внимание и самоконтроль Развивать эмоционально-выразительные движения Снять психоэмоциональное напряжение Материалы и оборудование Магнитофон, диск с записью спокойной музыкой, удочка с магнитом, символы гласных звуков [а], [о], [у], [и], ширма, карточки с буквами.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия «Ладошки». Психолог. Ребята, поприветствуем друг друга с помощью ладошек. Я протягиваю ладонь и громко произношу своё имя, а вы по очереди подходите ко мне, кладёте свою ладошку на мою и называете своё имя. Посмотрите, какая у нас пирамида из ладошек получилась, почувствуем тепло рук друг друга, пошевелим пальчиками, улыбнёмся друг другу и скажем всем «Здравствуйте». 2. Весёлая артикуляционная гимнастика Логопед. Сейчас мы будем хулиганить! (Пока нас никто не видит!) Высуньте все языки и подразнимся! Вот какие длинные языки! А теперь притворимся, будто сожалеем о содеянном. Погрозим друг другу пальцем. Ах, как нехорошо мы поступаем, язык высовываем! А он – такой озорник, этот язык! И высовывается, и прячется, и трубочкой сворачивается, и зубам покоя не даёт – толкается, и балуется – вверх-вниз ходит, и цокает! Да пусть балуется. Ему это полезно. А теперь улыбнитесь! Шире, шире! • Упражнение «Что слышно?» Психолог предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит в группе, а затем просит рассказать, какие звуки они услышали. • Упражнение «Узнай и спой» Логопед. Сейчас я без голоса буду петь какой-то гласный звук, а вы определите какой звук я произнесла по губам и спойте его с голосом. • Упражнение «Угадай букву» Логопед предлагает на ощупь, с закрытыми глазами определить букву на карточке (буквы выложены из круп, монет, бисера и др. материалов). • Игра «Оживи букву» Психолог. Ребята, давайте поиграем с буквами, попробуем их оживить и показать. Психолог приглашает двух желающих выйти в круг и предлагает «оживить» и показать букву «А». Если дети показывают только пальцами, психолог предлагает ребятам лечь на пол и с помощью своих тел изобразить букву. Далее другие пары изображают буквы «О», «У», «И». Остальные дети могут помогать при построении буквы. • Игра «Волшебная рыбалка» Логопед. Ребята, давайте отправимся на волшебную рыбалку. (На конце нитки у маленькой самодельной удочки – магнит. По очереди, опуская удочку за ширму, где лежат символы гласных звуков, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт символ и называет звук, который он обозначает. Придумывает слово на этот звук). • Упражнение «Доброе животное» Все встают в круг и берутся за руки. Психолог. Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. Так дышит животное и так же ровно и чётко бьется его большое сердце. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного. • Упражнение «Потянулись – сломались» Дети стоят в кругу. Психолог. Поднимите руки вверх, не отрывая пятки от пола, тянитесь выше и выше… А теперь кисти рук как будто сломались и безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, опустились плечи, повисла голова. Мы «сломались» в талии, подогнулись колени, и мы упали на пол. Лежим расслабленно, удобно… Прислушайтесь к себе. Все ли части тела расслаблены? Наступило полное расслабление. 3. Релаксация «Тихое озеро» Психолог. Предлагаю вам лечь в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закрой¬те глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы на¬ходитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувство¬вать себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как сол¬нечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Сол¬нце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отды¬хаете... А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и при¬ятные ощущения не покинут нас в течение всего дня. Упражнение рекомендуется проводить под спокойную, расслабляющую музыку. 4. Обсуждение занятия. Дети сидят в кругу, передают друг другу мягкую игрушку или мягкий мяч и рассказывают, что им больше всего понравилось и запомнилось на занятии. 5. Ритуал прощания «Ладошки» Игры и упражнения использованы из методической литературы Т.А.Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте» Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» М.А.Панфилова «Игротерапия общения» Т.Н.Волковская, Г.Х.Юсупова «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи» В результате вышеперечисленных коррекционно-развивающих мероприятий у детей повышается интерес к речевой деятельности, снижается психоэмоциональное напряжение, и происходит сплочение группы. Третье направление – консультативное осуществляется следующим образом: o Психолог консультирует логопеда, педагогов группы, родителей по результатам диагностики, психологическим особенностям детей, по преодолению проблем во взаимодействии с «трудными» детьми. o Учитель-логопед проводит консультирование родителей, воспитателей по речевому развитию детей. Просветительская деятельность логопеда и психолога в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Считаем, что изложенные нами взгляды на взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках логопедической группы не претендует на всеобщность и универсальность. Но предложенные основные направления деятельности логопеда и психолога способствуют эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, а также позволяют предупредить и своевременно откорректировать многие проблемы в социально-личностном развитии дошкольников, имеющих речевые нарушения. / Из опыта работы педагога-психолога Чижевской О.А. и учителя-логопеда Прониной С.С. МБДОУ детский сад "Катюша"/